Warning: include(/sii/begin2.htm): failed to open stream: No such file or directory in D:\www\www.water-mir.spb.ru\lodki\text\text003.shtml on line 16

Warning: include(): Failed opening '/sii/begin2.htm' for inclusion (include_path='D:\XAMP\php\PEAR') in D:\www\www.water-mir.spb.ru\lodki\text\text003.shtml on line 16
   
 
Warning: include(/sii/lodki.htm): failed to open stream: No such file or directory in D:\www\www.water-mir.spb.ru\lodki\text\text003.shtml on line 33

Warning: include(): Failed opening '/sii/lodki.htm' for inclusion (include_path='D:\XAMP\php\PEAR') in D:\www\www.water-mir.spb.ru\lodki\text\text003.shtml on line 33

тест лодок журнала Катера и Яхты

Надувнушки под "пятнашку"

Надувные лодки остаются на сегодня самым массовым классом малых судов, новые модели таких лодок ежегодно появляются десятками, а годовые серии выпуска исчисляются тысячами. Ориентироваться в этом море очень трудно, поэтому для покупателя вопросы - как и с чем сравнивать и как выбирать - стоят довольно остро, особенно когда речь идет о надувных мотолодках относительно дорогих и до последних лет малоизвестных у нас в России.

Именно поэтому сравнительные тесты, которые журнал регулярно проводит, посвящены в первую очередь надувным моторным лодкам и должны, по нашему мнению, облегчить выбор потенциальному покупателю и одновременно способствовать дальнейшему повышению качества лодок.

В этом году мы решили остановиться на надувнушках под мотор мощностью 15 л.с. Почему?

Чтобы на выходные уйти в семейный поход экипажем в два-три человека или отправиться вдвоем на рыбалку в уловистое место, нужна моторная надувнушка грузоподъемностью минимум 400-450 кг. Такой грузоподъемности соответствуют лодки длиной 3.3-3.8 м. Лодка с грузом должна надежно глиссировать, чтобы экипаж мог вовремя вернуться домой или безопасно противостоять разыгравшейся непогоде, а для этого надувнушке таких размеров нужен подвесной мотор мощностью около 15 л.с. "Десятка" не справится с поставленной задачей, а моторы мощнее 15 л.с. в данном случае уже будет трудно отнести к классу компактных, простых в эксплуатации и экономичных. Переносить ту же "двадцатку" или, тем более, 25-сильный мотор тяжело даже вдвоем; появляются проблемы и с транспортировкой на машине, не говоря уже об ощутимо большем расходе топлива и, конечно, цене.

В советские времена мы имели провал в мощностном ряду выпускаемых у нас ПМ. Опытный "Ветерок-15" так и не стал серийным, поэтому целый класс необходимых компактных мотолодок, в том числе и надувных, тогда не появился на свет. Доступность моторов любой мощности сегодня все поставила на свои места. Статистика продаж подтверждает это. Например, среди популярных в нашей стране моторов с маркой "Mercury" по числу продаж уверенно лидируют именно "пятнашки". Таким образом мы выбрали для испытаний наиболее универсальный и потому распространенный вариант сочетания лодки и мотора.

Теперь о самом тесте. Сравнительные испытания подразумевают какую-то соревновательность, где есть отстающие и победители. Определить, кто есть кто, и составляет главную трудность.

Во-первых, требуется максимальная объективность. Однако согласитесь: очень сложно оценить внешний вид лодки или ее удобство при рыбалке. Вещи это достаточно субъективные. Поэтому редакцией были приглашены на тест десять независимых экспертов. Среди них были два инженера-конструктора с кораблестроительным образованием, два профессиональных дизайнера и один художник, два высококлассных механика по моторам, а также опытные рыболовы-спортсмены, исколесившие с надувнушками нашу страну и добравшиеся до Америки, Канады и Мексики. И профессионально, и по увлечению эти люди не один год связаны с проблемами отдыха на воде, так что доверять им можно. Именно на долю этой судейской бригады и выпала задача выставлять по пятибалльной шкале оценки, что называется, "за артистизм".

А во второй части теста мы опирались на объективные показатели, т. е. на метры, секунды, килограммы и т. д. Словом, все то, что можно превратить в цифры или проанализировать при помощи формул и графиков.

Сложность проблемы сравнительной оценки лодок состояла в размытости самих критериев. Выявляя лидера в своем классе, трудно определить сам этот класс: где провести ограничивающую его черту? По размерам, допустимой мощности, применимости, цене? Даже выбранный нами ориентир на мощность имел нечеткие границы. Когда в редакцию приглашенные на тест фирмы-изготовители привезли свои лодки, то только в одной инструкции стояла конкретная цифра мощности - именно 15 л.с. У всех остальных указывался диапазон - "рекомендуемая-максимальная", а у одного из испытуемых ПМ даже были указаны рекомендуемые "min" и "max" и отдельно - максимально допустимая. Поэтому наше деление на классы оказалось довольно условным.

Еще одна трудность заключается во взвешенности оценок. Если для одного покупателя важнее всего цена, то для другого - удобство транспортировки, а для третьего - имидж и престижность выбора.

Мы старались уделять внимание всем особенностям пяти таких разных сравниваемых моделей, имея в виду, что наша пятерка - далеко не прямые конкуренты.

Лодки, которые мы выбирали

По прошлому опыту мы знали, что количество одновременно тестируемых лодок не должно превышать пяти. С бoльшим числом лодок в рамках стандартного выезда на выходные справиться трудно. Да и будущему покупателю сложно будет выбрать для себя приоритеты среди слишком большого количества "претендентов". Сами лодки мы старались выбирать как можно более разнообразными по типу и стилю.

Прежде всего мы остановили свой выбор на лодках:

  • КАЙМАН N330 производства известной и наиболее авторитетной отечественной фирмы "Мнев и К", которая уже давно стала классообразующим патриархом среди российских производителей нового поколения;
  • YAMARANTM 380 - типичном представителе "пакетных лодок", имеющем иностранную родословную и русское происхождение - в лице той же фирмы "Мнев и К";
  • M-380F молодой питерской фирмы "Фрегат", динамично развивающей производство доступных лодок, активно занимающейся разработкой новых моделей и внедрением усовершенствований в уже существующие модели;
  • ЛИДЕР-330 одноименной фирмы, пожалуй, самой молодой, но уже зарекомендовавшей себя как производитель качественных и надежных, пусть и не самых доступных по цене, лодок;
  • MARK-1 ("Zodiak-350") всемирно известной фирмы "Zodiac", мировому лидеру в производстве надувных лодок, за плечами которой более чем вековой опыт успешной работы.
  • Новенький, только что обкатанный, 15-сильный "Меркурий" был любезно предоставлен фирмой "Меркурий-НИИ ТМ". Для подстраховки и помощи тест-группе в казуистических вопросах, касающихся подвесных моторов, "Yamaha-Центр" прислал одного из самых авторитетных механиков в городе - Александра Смирнова, а вдобавок 9.9-сильный двухтактник на всякий случай. Сразу оговоримся, что мы не смогли удержаться, чтобы не провести контрольных замеров лодок и под этим "ямаховским" красавчиком (то же делали и под 5-сильным "Suzuki", но полученные результаты не упоминаем ниже, поскольку по редакционному плану царствовать в те дни должен был лишь 15-сильный "Мерк".

    Никто из самих производителей лодок для чистоты эксперимента на тест принципиально допущен не был, хотя нам пришлось выдержать их неслабый натиск и отказать даже в просьбах "посмотреть со стороны одним глазком".

    Раздвинем циркуль... на двести километров

    Выбирая место для проведения испытаний, мы должны были учесть и транспортную составляющую теста. Радиус доступной на выходные уединенности от больших мегаполисов составляет сегодня не менее чем 170-200 км. Поэтому растворив циркуль с учетом этого, мы уперлись его острием на областной десятикилометровке в "Мекку" питерских рыболовов и путешественников - Ладожские шхеры.

    Мы остановились на поселке Березово, за Приозерском, где залив Капсаланлахти идет прямо вдоль карельской границы. Здесь на живописном берегу стоит прекрасная рыболовно-спортивная база "Ладога", которую для проведения теста нам любезно предоставила фирма "Илакс". Всю поклажу экспедиции мы перевозили на "ямаховской" "Газели", "Фольксвагене-Пассат" и "Ниве", загруженной под самую крышу. Поэтому об укладке багажа и ощущениях экипажа на 4-часовом переходе в 200 км мы могли судить вполне обоснованно.

    Проверки на дорогах - плывем и едем

    При транспортировке оценивались вес, габариты и количество упаковок, удобство их переноски и размещения в автомобиле, качество изготовления самих упаковок (материал, замки, наличие карманов, оформление).

    В сухопутную часть теста входила и сборка-разборка, при которых оценивались также иллюстрированность, полнота и понятность инструкции, даже для неопытного пользователя, время и удобство сборки, конструкции клапанов, эффективность и удобство работы помпы для накачки.

    В уже собранной лодке оценивался общий дизайн, обводы, конструкция жестких пайолов, удобство переноски лодки и размещения в ней экипажа и багажа, наличие сливного клапана, конструкция транца, удобство установки мотора и работы с ним (поворот, откидка, возможность страховки).

    В свойства материалов надувного "корпуса", днища, стрингеров, фанерных пайолов и транца, лееров, литьевых деталей и аксессуаров не углублялись из-за неоднозначности вопроса. Эта задача уже другого - длительного, ресурсного - теста.

    При выходе на воду проверялись удобство гребли и скоростные показатели под веслами.

    При ходовых испытаниях под мотором, которые максимально приближались к "боевым", определялись не только максимальная скорость налегке и с различной нагрузкой, время выхода на глиссирование, максимальная нагрузка, при которой лодка еще выходит на глиссирование, а также буксировочное сопротивление при разных скоростях, но и устойчивость на курсе и маневренность на ходу, наличие крена и дрейфа на поворотах, защита от брызг и плавность хода на различных скоростях. Проводились также испытания под мотором при спущенных баллонах. И, конечно же, не забыта была практическая сторона - приспособленность лодки для рыбалки и охоты.

    И надо еще добавить, что лодки собирались одновременно. Каждую собирала команда из двух человек, причем они получили возможность изучать руководство по эксплуатации лишь после выстрела из стартового пистолета, когда секундомер уже пошел... В связи с тем, что силы и опытность в сборке у отдельных команд ощутимо различались, время сборки фиксировалось, но в оценочной таблице не учитывалось.

    ...Коня и трепетную лань

    То, что экспертной бригаде по завершении первой части теста удалось облечь в баллы, можно увидеть из приведенной таблицы. Поясним эти оценки и отметим то, на что обратило внимание большинство экспертов.

    тестирование надувных лодок

    I. "Mark-1", фирма "Zodiac", Франция

    Обладает самой изысканной, "аристократической" внешностью. Французская элегантность и стиль угадываются во всем. Эта лодка - символ дорогой жизни. Она будет одинаково органична как на пляже Лазурного берега, так и на борту роскошной моторной яхты или в морской экспедиции последователей Жака-Ива Кусто.

    По размерам лодка была самая что ни на есть "пятнашистая", но на деле даже по внешним признакам выпадала из ряда других тестируемых собратьев.

    Во-первых, за рубежом лодка используется преимущественно как тендер - яхтенный тузик для сообщения между большим судном и берегом - либо для решения иных локальных задач. Именно поэтому в ней была одна банка для сиденья, крепящаяся намертво к пайолу (в нашем случае в комплекте отсутствовали шайбы крепления сиденья, и мы не смогли по достоинству оценить эту конструкцию). Во-вторых, лодка не имела распашных весел и была оборудована лишь одним разборным веслом-гребком. С ним можно отойти от берега, но использовать его для нормальной гребли невозможно. В случае, если отказал мотор и вас ветром все дальше относит от берега, это уже нешуточная опасность для жизни экипажа (Это мы посчитали серьезным минусом, по крайней мере, в наших условиях).

    Лодка Mark-1

    "Mark-1" - единственный из участников испытаний имел сварные швы; все металлические детали и крепеж были сделаны из нержавеющей стали. На транце были металлические накладки под мотор и обушок для его крепления страховочным концом. В кокпите множество удобных ручек, лееров, дополнительная непромокаемая сумка. Только на этой лодке на транце побортно установлены два сливных шпигата, чтобы быстрее удалять скопившуюся воду одновременно из двух разделенных надувным килем подсланцевых пространств. Самой функциональной была признана и упаковка лодки.

    И в ходовых испытаниях у лодки фирмы "Zodiac" оказались лучшие скоростные показатели, чему способствовали особые, похожие на крыло чайки, обводы. Все это давало значительные преимущества перед лодками отечественных марок. Итоговая оценка была бы значительно выше, если бы не руководство по эксплуатации, где не нашлось ни одного русского слова.

    Был занижен в паспортных данных на 10 кг и вес лодки (66 вместо 76 кг). По неясной причине травил клапан, и единственно эту лодку во время теста пришлось подкачивать. Сборка заняла самое большое время - 60 мин.

    Лодка ориентирована на богатого покупателя, всегда уверенного, что за громким именем стоит и соответствующее качество. В первую очередь "Mark-1" следует рассматривать как вспомогательное плавсредство на борту катеров и яхт.

    II. "Кайман 330", "Мнев и К", Россия.

    Уверенная внешность классической моторной надувнушки. Пожалуй, это - самая беспроблемная лодка с хорошо отработанной конструкцией. И особых замечаний по этой лодке не было - сегодня марка "Мнев и К" звучит как синоним определенной уверенности и солидности, лидерства в данном сегменте рынка. Качество изготовления и компактность переносных сумок также признаны наилучшими. Впрочем, как и инструкция: хорошо иллюстрированная, понятная, в удобном формате и красочном исполнении.

    Судьи отметили как минус то, что водителю не за что держаться при выходе на глиссирование. Но лодка была предоставлена в стандартной комплектации, а согласно сопроводительной бумаге она может иметь еще восемь дополнительных опций, что мы и учли.

    Не понравилась нам система крепления банок, которая сразу дала себя знать при выходе на волну - нет жесткой фиксации (к сожалению, все лодки протестировать по мореходным качествам не удалось - достойная волна наблюдалась всего два часа, когда именно на "Мневе" охотничья фракция тест-группы вышла в Ладогу на утиный перелет). Банки вставляются в профиль на баллонах и могут перемещаться по всей длине лодки, что удобно, но расположены слишком высоко: сидишь не в лодке, а на лодке; держась за них, чувствуешь себя на скорости при ходе по волне не очень-то уютно. И второй момент - при гребле (5.2 км/ч на тесте) создается ощущение тесноты, весла цепляются за колени человека ростом выше 180 см. По сборке - 16 мин - "Кайман 330" вышел в лидеры.

    Лодка Мнёв - Кайман 330

    Вес соответствует паспортному - 63 кг. Лодка может быть смело рекомендована для всех видов отдыха на воде, как на реках, так и в прибрежной зоне крупных водоемов, для рыбалки и охоты (есть камуфляжный вариант данной модели).

    III. "Лидер 330", фирма "Лидер", Россия

    Внешне эта мотолодка производит впечатление надежного и добротного судна, обладает самыми "пышными" формами. Выбранное направление фирмы на обеспечение высокого качества заметно по использованию зарубежных материалов и комплектующих. Единственная лодка, у которой внутри деревянного транца вклеен материал корпуса, замыкающий лодку с кормы. Такое решение нам показалось неоднозначным и даже спорным. На сборку ушло 32 мин.

    Лодка Лидер 330

    Это и единственная лодка, укладываемая в три упаковочных места. Ручки сумок даже на вид выглядят хлюпковато. Ее вес больше, чем указано в паспортных данных (74 вместо 60 кг). Хорошая инструкция, но выглядит бедненько. Некоторые сложности при сборке-разборке объясняются использованием этой фирмой более длинных и прочных стрингеров, чем у конкурентов. Поэтому при сборке надо особенно тщательно выбирать ровную площадку, стоит подкладывать под днище собираемой секции те же весла. Очень наглядно указана последовательность сборки пайолов: секции имеют яркие цифры - не перепутаешь. У лодки, на наш взгляд, наилучшая система крепления деревянных банок. Концы их вставляются в распор в приформованные к баллонам бобышки с углублениями; при подкачке банка прочно фиксируется между баллонами. Банка на надувнушке - очень важна: это маленький островок твердой суши, на котором пассажир остается во время плавания, держится за нее на волне, его уверенность в лодке во многом зависит от надежности банки и ее крепления.

    Кстати, кормовая имеет термоизоляционное покрытие для водителя. Даже на глаз видно, что лодка шире "мневской", у нее прекрасные весла, что законно вывело "Лидер" на первое место в гребном тесте (6 км/ч). На наш взгляд, этот тест для данного класса надувных лодок совсем немаловажен - например, до сих пор многие рыболовы при ловле на дорожку, особенно на мелководье, предпочитают ходить на веслах. Две удобные внутренние ручки придают уверенности водителю при выводе лодки на глиссирование. Есть и стальной рым на транце, что нелишне при постановке мотора.

    Шланг помпы в клапана вставляется с большим трудом (может потому, что "Лидер" первым среди отечественных производителей стал оборудовать лодки клапанами американского производства).

    По нашему мнению, это идеальная надувнуха для рек и небольших озер.

    IV. "Фрегат 380F", фирма "Фрегат", Россия

    Лодка отличалась нарядной ярко-желтой раскраской, уверенным видом и явно выделялась среди прочих серо-черных собратьев. Оригинальную внешность подчеркивала надувная аппарель в носу, которую, по замыслу конструкторов, можно использовать для спуска в воду спортсменов-подводников, как слип при подходе к берегу или даже как детскую катальную горку. Пристегнутая по-походному аппарель на ходу образует защищенный от непогоды и брызг носовой багажник. Надувной фальшборт (надуваемый отдельно для каждого борта) создает хорошую защищенность экипажа, в такой лодке чувствуешь себя очень уверенно. Мы и раньше говорили о предпочтительном использовании фальшбортных лодок для охотников и рыболовов, особенно при выходе на волну (правда, для этой категории водников целесообразно делать камуфляжную или иную неброскую раскраску). Поскольку мы ранее неоднократно испытывали фальшбортную "380-ку", то на этот раз даже не задействовали ее при выходе на рыбалку или охоту.

    Объективно лодка заслуживает хорошей оценки, но ее подводят мелочи. Например, инструкция без единого рисунка, единогласно была признана наихудшей. На сборке лодки время было потеряно из-за того, что пайолы не пронумерованы.

    Глухое упоминание инструкцией секций "с упором" и секций "с накладной планкой" вносит в действия неподготовленного пользователя сумятицу. Именно поэтому к сборке лодки пришлось приступать дважды. Время сборки - 42 мин.

    Помпа качает хорошо, но клапаны входа и выхода никак не обозначены, что неудобно для новичков. Шланг помпы при присоединении к клапану перекручивается, и его приходится вращать вместе с помпой.

    Крышки клапанов придаются в отдельном мешочке и не закреплены стационарно, как у других лодок, что может привести к их потере, а без них клапана не обеспечивают герметичность.

    Лодка Фрегат 380F

    Мы, конечно, закрыли глаза на постоянно выпадающие из гнезд банки, ибо в руководстве по эксплуатации отмечено, что в случае необходимости они могут быть дополнительно зафиксированы шкертиками, пропущенными в отверстия пластиковых уголков (мы их просто не обнаружили, хотя, по мнению владельцев "фрегатовских" лодок, а среди тестирующих были и такие, это все равно не дает жесткой фиксации).

    Только у "М-380F" были деревянные весла, за что испытатели, ходившие по воде почти при нулевой температуре, дружно "фрегатовцев" похвалили. Металлическая же муфта соединения имела большой люфт, и весло хлябало.

    Больше всего "фрегатовцев" подвела уключина. Как и предполагалось, пластиковая уключина сломалась через пару минут после начала гребного теста (результат - 4 км/ч), хотя сама подуключина очень надежная. Лодка обладает повышенной парусностью, так что весла на ней требуются более надежные. Реальный вес надувнушки был 90 кг при 84 кг по паспорту.

    По количеству надувных отсеков самая "навороченная" из представленных лодка оказалась и единственной со сферической формой кормовых оконечностей баллонов. Это реально улучшило ее ходовые качества. Лодка с двумя испытателями на борту под 5-сильным "Suzuki" уверенно выходила на глиссирование, хотя прошлая модель с традиционными коническими баллонами при тех же условиях выбраться на глиссирование не могла. Увеличен, по сравнению с прошлой моделью, и диаметр сливного клапана, а вот обязательного обушка на транце для страховки мотора не появилось, хотя можно крепить мотор и сквозными болтами.

    Оптимальная универсальная "рабочая лошадка" для всех типов водоемов и погодных условий, но покупатель должен иметь за пазухой определенные навыки по доводке до ума отдельных аксессуарных "прибамбасов".

    V. "Yamaran А-380", "Мнев и К", Россия

    Лодка Yamaran А-380

    Самая стильная и самая красивая по дизайну из всех представленных лодок. В пакетном варианте с мотором "Yamaha" лодка идеально создает "семейный портрет в интерьере", для чего она, собственно, и создана. Удобна в сборке (время - 19 мин), хотя и здесь под дно лучше подкладывать весло для выравнивания сборочной площадки.

    Понятная и логичная инструкция. Сумки для переноски выглядят дешево, прошивка ручки надорвалась, и, в нашем случае в комплекте отсутствовала помпа. Очень функциональны бортовые ручки, на транце даже два стальных обушка, в том числе и для буксировки лыжника.

    Интересно, что грести на "сбалансированных" веслах - с длинной рычажной частью у рукоятки - чрезвычайно удобно (тест - 5.5 км/ч). Очень завышенным оказался вес лодки - 90 кг против 64 кг по паспорту.

    Так как эта модель есть не что иное, как более благовоспитанный "Мнефф", то ее можно смело рекомендовать даже самому неподготовленному обывателю на все случаи непростой водной жизни.

    Гарантии

    Несколько слов о гарантийных обязательствах изготовителей. Если у фирмы "Zodiac" она, по-видимому, вечная, ибо в паспорте о ней даже не упомянуто, то у "Фрегата" гарантийный срок эксплуатации определяется 24 месяцами со дня продажи (на материал и швы - даже 5 лет!). У "Мнева и К" все несколько сложнее: материал защищен гарантийным обслуживанием на 60 месяцев, но только в случае образования на нем трещин, пористости или гниения, клееные швы имеют гарантию на 24 месяца, другие компоненты лодки - всего год.

    Самый "щедрый" среди отечественных фирмачей, конечно же, "Лидер". В условиях гарантии, в пункте 13.1, просто и прямо сказано: "Предприятие гарантирует соответствие надувной лодки паспортным данным, а также надежную эксплуатацию в течение 24 месяцев со дня продажи при соблюдении потребителем правил пользования, транспортировки и хранения, установленных настоящим руководством". Если что не так, сами понимаете, кто виноват!

     

    Warning: include(/sii/end.htm): failed to open stream: No such file or directory in D:\www\www.water-mir.spb.ru\lodki\text\text003.shtml on line 164

    Warning: include(): Failed opening '/sii/end.htm' for inclusion (include_path='D:\XAMP\php\PEAR') in D:\www\www.water-mir.spb.ru\lodki\text\text003.shtml on line 164